вс, 11/15/2020 - 11:01

Сейчас проходит фотовыставка "Незатопленные истории", посвященная истории и масштабам затоплений территорий в России в связи со строительством гидроузлов и плотин.

Выставка проходит при поддержке Фонда Президентских грантов.

Публикуем фотоэскпонаты, посвященные строительству канала Москва-Волга.

Выставку целиком, вы можете увидеть на сайте ДК "Гайдаровец".

Земляные работы на строительстве канала Москва-Волга. Фотография 1933–1936 гг.

Источник:
Государственный музей истории ГУЛАГа.

Описание:
Канал Москва-Волга (с 1947 года – имени Москвы) – ещё одна грандиозная стройка ГУЛАГа. Канал решил проблему обеспечения столицы водой и помог Москве стать "портом пяти морей". К началу 1930-х годов Москва-река настолько обмелела, что ее можно было перейти вброд напротив Кремля. Среди разных вариантов решения проблемы был выбран наиболее технологичный. Благодаря системе из пяти шлюзов волжская вода насосами поднимается по ступеням на высоту 38 метров, преодолевая Московскую возвышенность, а затем самотеком спускается к Москве-реке, попутно вырабатывая электроэнергию и минуя еще два судоходных шлюза.

Строительство канала стало тяжелым испытанием для нескольких сотен тысяч заключенных Дмитлага. В память о них на берегу канала у въезда в город Дмитров в 1997 году был установлен поклонный крест.

Разработка карьера шлюза на строительстве канала Москва-Волга. Фотография 1933–1936 гг.

Источник:
Государственный музей истории ГУЛАГа.

Описание:
Осенью 1941 года гидросооружения канала Москва-Волга использовались для обороны подступов к столице. Чтобы затруднить передвижение немецких войск по льду Иваньковского водохранилища, вода была сброшена через плотину. Были затоплены поймы рек Сестры и Яхромы, разрушен железнодорожный мост через канал. В 1966 году в память о войне на Перемиловской высоте напротив Яхромы воздвигнут монумент «Героям битвы под Москвой».